zed007 (zed007) wrote,
zed007
zed007

Categories:

Перевал Кату-Ярык с квадрокоптера.

Видосик на просторах тырнета попался - перевал Кату-Ярык, ведущий в долину реки Чулышман. Проехали этим летом от Нска до южного берега Телецкого озера, естественно, не миновали и этот перевал.
Собственно, это единственная проезжая дорога к Телецкому с юга.



Перевал Кату-Ярык находится в пределах Улаганского района Республики Алтай. Он расположен примерно в 31 км от населенного пункта Балыктуюль и в 47 км от районного центра, села Улаган.

Путь, идущий через перевал, является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром. Кроме того, это единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера, а также до сел Коо и Балыкча.

Перевал Кату-Ярык является наиболее сложной, но вместе с тем и самой красивой частью дороги, соединяющей село Балыктуюль с южным побережьем Телецкого озера. Вместе с Чулышманской долиной перевал Кату-Ярык является одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Горного Алтая. Туристов сюда привлекает нетронутая природа, сохранившаяся в почти первозданном виде благодаря удаленности и безлюдности этих мест.

Описание перевала
Перевал Кату-Ярык по своей сути является крутым спуском с Улаганского плато в Чулышманскую долину, проходящим по склону горы. При этом перепад высот от подножья до вершины склона составляет 800 метров, а крутизна склона – около 35 градусов.

Перевал состоит из 9 поворотов. Общая длина спуска насчитывает 3600 метров. Средний уклон дороги составляет 10 градусов. Последняя прямая непосредственно перед спуском в долину отличается максимальным уклоном.

В самой верхней части перевала есть хорошая обзорная площадка, с которой открывается потрясающий вид на всю Чулышманскую долину. Долина видна примерно на пять километров как вверх, так и вниз по течению.

Разъехаться с автомобилями, идущими навстречу, на перевале Кату-Ярык возможно только на поворотах, где для этого имеются небольшие карманы. Наибольшая ширина земляного полотна здесь составляет всего шесть метров. Интенсивность движения через перевал Кату-Ярык по данным на 2009 год составляет 64 машины в сутки.

В техническом отношении подъем является довольно непростой задачей. Особенно сложно подняться на машине с передним приводом, в этом случае может понадобиться посторонняя помощь. От водителя при прохождении перевала Кату-Ярык требуется предельная осторожность и внимательность. Не стоит спускаться или подниматься по нему в темное время суток. Особенности прохождения перевала могут сильно различаться в зависимости от погодных условий.

Строительство перевала дало возможность туристам более удобно и быстро добираться в Чулышманскую долину, которая славится своей природной красотой. Напротив перевала, на другой стороне долины, находится водопад Карасу, который также называют Кату-Ярык. Его высота составляет 40 метров, и он отлично просматривается непосредственно с обзорной площадки. В радиусе нескольких километров вверх и вниз по реке имеются еще несколько высоких водопадов, до которых можно дойти пешком.

По Чулышману проходит граница Алтайского заповедника, площадь которого составляет более 9% от всей территории республики. Другие природные достопримечательности данного региона включают урочище Аккорум (Каменные грибы), которое расположено примерно в 22 км от перевала, и водопад Большой Чульчинский (Учар) – около 30 км от Кату-Ярыка. Расстояние до южного побережья Телецкого озера составляет около 50 км.

Благодаря перевалу Кату-Ярык постепенно развивается туристическая инфраструктура в таком ранее крайне труднодоступном уголке Алтая, как долина реки Чулышман. Сегодня здесь имеется несколько туристических баз, где путешественники могут остановиться на ночь. Прямо под перевалом находится турбаза «Кату-Ярык».

Особенно большое значение перевал имеет для местного населения, которое теперь может легко добраться до большой земли на автомобиле.

История строительства перевала
Вплоть до недавнего времени Чулышманская долина была одним из самых труднодоступных природных достопримечательностей Горного Алтая.

До конца 1980-х годов не было вообще никакой автомобильной дороги, по которой можно было бы спуститься в долину реки Чулышман. Местное население использовало только конные тропы и лодки, для того, чтобы водным путем добраться до Телецкого озера.

Работу по строительству серпантина начали в 1987 году по инициативе Арсения Васильевича Санаа, который был тогда председателем совхоза «Советский Алтай». По большому счету, строительные работы осуществлялись всего тремя бульдозеристами, проделавшими за два года очень масштабную работу. Движение автомобилей через перевал Кату-Ярык было начато осенью 1989 года.

http://attractionstory.ru/russia/altaj/pereval-katu-jaryk.html


Таки надо уже и свои материалы с поездки разобрать...
Tags: Алтай, Кату-Ярык
Subscribe

Posts from This Journal “Алтай” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments